Все, что вы хотели знать о ведрах, но боялись спросить...
идея — Б. А. Усиевич
реализация проекта — студенческое объединение "Эстетика: арт-бизнес"
куратор — Т. В. Шоломова
Основная идея этой публикации принадлежит художнику-любителю Борису Усиевичу, который, помимо своих основных творческих интересов, вдруг начал собирать ведра на картинах самых разных художников и размещать их на своей странице в соцсетях. Причем это были как оригинальные работы, так и шутки, наподобие ведра, врученного вместо веера девушке Ренуара.

Что натолкнуло на богатую идею сбора ведер самого Бориса Анатольевича, можно узнать из его эссе, расположенного ниже. Но во вступлении не могу не отметить, что утилитарный предмет внезапно обнаружил свою многоплановость и наличие некоторой истории в быту и в фольклоре и, что особенно важно — в искусстве (например, существование целой «школы мусорных ведер» в США или использование ведра в качестве художественно значимой детали на картине «Надоела»).

Прежде чем дать слово инициатору проекта и его комментаторам, скажу несколько слов о ведре как таковом.

Ведро вполне может претендовать на звание одной из вероятных духовных скреп, о которых мы часто слышим, но редко можем обнаружить в реальной действительности.
Итак, ведро, согласно Толковому словарю, это сосуд, обычно цилиндрической формы, с ручкой в виде дужки для жидкостей и всего сыпучего, а также старая русская мера жидкостей, равная 1/40 бочки (12 литров).

Согласно Этимологическому словарю, слово «ведро» является исконно славянским, представляет собой существительное, образованное с помощью суффикса -р- от слова «вода» и буквально означает «емкость для воды». Впервые в литературных памятниках встречается в XI в. Таким образом, глубоко национальное ведро вполне может претендовать на звание одной из вероятных духовных скреп, о которых мы часто слышим, но редко можем обнаружить в реальной действительности.

Ведро упоминается в пословицах, поговорках и загадках, а также является предметом суеверий. Какой же русский не знает про ведро с гайками, ведро со свистом, лохматое ведро и т.д., не отгадает, что за два брата, которые купаются, а третий с берега на них удивляется, никогда в жизни не встречал бабу с пустыми ведрами? Но есть и редкости, например, странный образ одиночества, упомянутый среди пословиц у Даля: «Стоя вместе у колодца, и ведро с ведром столкнется».

Одновременно ведро оставило свой след в разных науках: физика знает «ведро Ньютона» – физический эксперимент, демонстрирующий переход из «плоского» пространства-времени в «искривлённое» при переходе из инерциальной системы отсчёта в неинерциальную.

Экономика – «дырявое ведро Окуна»— аналогию, показывающую неизбежные потери при любом перераспределении средств в обществе, например, при изъятии налогов от богатых в пользу бедных, при дотировании через государственный бюджет отдельных отраслей, при оказании помощи развивающимся странам и т.д.

«Но и в традиционном крестьянском хозяйстве ведро использовалось не просто так. Ведер металлических в хозяйстве не держали. Были всевозможные бондарные изделия: кадушки, бочки, ушаты и пр. Все зависело от наполнения. Я знаю, что обязательно и у карел, и у русскоязычного населения емкости для питьевой воды, для обмывания младенцев, обязательно "закрещивали", т.е. на стенках либо выжигали, либо чертили углем крест, воду "полой" открытой в доме не держали, обязательно накрывали крышкой. Боялись духов воды (зловредных), способных навредить домочадцам. Они оставались в воде, взятой без благословения (у русских), без просьбы (у карел) из водного источника. Связана была традиция накрывать воду не только с мифологическими представлениями, но и с прагматизмом крестьян, зимой от воды в натопленной избе шел конденсат, окна запотевали, одежда долго сохла и т.д». (Ирина Игоревна Набокова, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника Кижи).

Если же взять образ ведра в искусстве и рассмотреть, по каким поводам он может появиться на картине, является ли художественной подробностью или несущей смысл деталью, то мы обнаружим, например, уже упомянутую картину Александра Маковского «Надоела» 1897 г., на которой выплеснувшаяся из ведра вода вполне может быть метафорой утраченной невинности. Она быстро впитывается в грязную землю, и также безвозвратно ушло нечто, связывавшее героев картины, осталось только раздражение с одной стороны и неутешное горе с другой.

Есть в отечественной живописи и зеркальный сюжет — картина Алексея Корзухина «Надоел!» 1886 г. (то есть это Маковский заимствует название у предшественника). На ней также есть деревянное ведро с полуприкрытой крышкой. Понятно, что Корзухин не читал Фрейда, но, если мы задумаемся о возрасте и матримониальном положении героини, то попадающее в поле зрения зрителя ведро помогает предположить, что это либо молодая дама, либо молодая вдова, а вовсе не девица, как полагают некоторые комментаторы. Ведро на картине, кстати говоря, не используется по назначению, а стоит в стороне без дела, но герою картины это вряд ли как-то поможет. Дачный сезон закончится, и предмет его вожделений вернется в город, избавившись наконец от назойливого ухажера.

Нельзя также не упомянуть известную иллюстрацию Ореста Верейского к роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» (Григорий Мелихов на этих иллюстрациях, кстати, действительно сильно смахивает на парубка с картины Маковского). Григорий откровенно заигрывает с понравившейся ему женщиной, но он-то верхом на коне, а она-то несет два ведра воды на коромысле. То, что ей тяжело, не приходит в голову ухажеру, ни художнику-иллюстратору. А впрочем, что это я дурацким феминистским комментарием вторгаюсь в традиционный мир с жестко распределенными гендерными ролями. Как хорошо, что ведра, коромысла, романтические походы к реке за водой и гарцующие на породистых скакунах ухажеры остались в прошлом.


Татьяна Валентиновна Шоломова, куратор студенческого объединения «Эстетика: арт-бизнес»
В некотором роде и у нашего выставочного проекта есть свое специальное ведро, вернее, ведра — так сказать, «реликтовые ведра Усиевича» — четыре репродукции, положившие начало коллекции и давшие толчок к написанию этой статьи.
Ведерко, полное росы,
Я из лесу принес,
Где ветви в ранние часы
Роняли капли слез.

Ведерко слез лесных набрать
Не пожалел я сил.
Так и стихов моих тетрадь
По строчке я копил.

Самуил Маршак
Нина Орлова
Нина Орлова
С. Е. Агрос
С. Е. Агрос
А. Кагоров
А. Кагоров
Атанас Мацурев
Атанас Мацурев
Г. Шаройкин
Г. Шаройкин
Наша жизнь развивается стремительно. Даже за последние 10 лет произошли такие изменения, о которых мы не могли предположить. В основном, это касается, конечно, технологий и технических аспектов.

В этой связи удивительно наблюдать за вещами, которые не претерпели изменений не только за последние десятилетия, но и столетия и даже больше. Оглядываясь по сторонам, понимаешь, что таких вещей — единицы. Тем они и интересней.

Итак, сидя дома со смартфоном (не будем перечислять все функции, которые он выполняет) и наблюдая за тем, как робот-пылесос убирает квартиру, мы уже совершенно не обращаем внимания на стиральную и посудомоечную машины. Голосовой помощник, платежные сервисы, интернет-торговля и доставка, микроволновая печь, изобилие продуктов и сервисы такси, каршеринг, легкость и доступность (до недавнего времени) путешествий, медицина, пластиковые окна и строительные технологии, освещение, отопление, водоснабжение и т. д. и т. п. вошли в нашу жизнь стремительно и изменили ее до неузнаваемости.

Но мы едим практически той же ложкой и — барабанная дробь, обратим, наконец, внимание на тему нашей выставки! — используем то же самое ведро. Да, конечно, появилось грандиозное разнообразие ведер, в том числе пластиковые, разнообразных форм и расцветок. Конечно, исчезли деревянные. Но то самое стандартное металлическое ведро все так же используется и знакомо всем и каждому.
Идея в том, что наряду с огромными изменениями, которые произошли за последние столетия, люди остались все теми же. Они радуются и печалятся, любят и ненавидят, рождаются и умирают.
Естественно, что широкое и многовековое использование ведер в быту привело к появлению каких-то народных примет и поверий. Про то, что нельзя ступать на место, где недавно стояло пустое ведро, я, честно говоря, узнал, готовясь к этой выставке. А вот то, что встреча женщины с пустыми ведрами приведет к неприятностям — известно давно.

И так же естественно, что огромное количество художников, как старинных, так и современных, как знаменитых, так и неизвестных, обращались к образу ведра в своем творчестве. Именно этот образ и лег в основу данной выставки. А идея ее, как мне кажется, заключается совсем не в этом цилиндрическом сосуде для переноски жидкостей. Идея в том, что наряду с огромными изменениями, которые произошли за последние столетия, люди остались все теми же. Они радуются и печалятся, любят и ненавидят, рождаются и умирают.


Борис Анатольевич Усиевич, художник
Благодарим Вас за внимание!

Истории, в которых тем или иным образом, фигурирует предмет вдохновения нашего исследования, представлены ниже. Поделитесь своей историей или впечатлением от проекта — напишите комментарий в строке ниже, сделайте репост к себе на страницу в соцсети или направьте письмо нам по адресу 100andfirst@gmail.com с пометкой.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website