РАЗГОВОРЫ О БЕСПОЛЕЗНОМ
цикл лекций
https://www.youtube.com/watch?v=r948Fbehuzo; Стрит-арт как форма социального активизма в обществе бездействия; 1:41:54; Под «обществом бездействия» понимается такая форма поведения, при которой человек удовлетворяется «лайком» в соцсетях вместо того, чтобы взаимодействовать с реальностью.
Уличное искусство всегда было активной формой социального действия, вне зависимости от того, оцениваем мы его как «вандализм» или как осмысленный протест.
На лекции речь пойдет о критических и мобилизующих возможностях стрит-арта, о современной роли уличного художника и о том, что может измениться в жизни города по завершении самоизоляции.
Лекцию читают
кандидат философских наук
Артем Юрьевич Тылик
петербургский уличный художник
Loketski
https://www.youtube.com/watch?v=kiQmMgrWdrA; Апология общества потребления; 1:07:10; Общество потребления принято критиковать за утрату идеалов и девальвацию ценностей, за подмену подлинного бытия «потреблением символов». Но книга Бодрийяра вышла 50 лет назад во Франции. Во-первых, прошла уже целая жизнь. Во-вторых, она всегда была не совсем про нас.
Предлагаем взглянуть на проблему не с позиции отторжения, а с позиции принятия как самого общества потребления, так и предоставляемых им возможностей. Перестать причитать над горькой судьбой «потребителя символов», а порадоваться безграничной свободе выбора и отсутствию заботы о хлебе насущном.
Лекцию читают
кандидат философских наук, доцент кафедры этики и эстетики РГПУ им. А. И. Герцена
Татьяна Валентиновна Шоломова
кандидат философских наук, доцент кафедры этики и эстетики РГПУ им. А. И. Герцена
Денис Юрьевич Игнатьев
https://www.youtube.com/watch?v=KrBNStVddbc; Тождество личности: мозг, память или нарратив?; 1:16:22; Что такое личность и каковы условия ее выживания во времени? Может ли личность пережить амнезию или телепортацию? Могут ли в одном теле быть несколько личностей? Сюжеты о людях с диссоциативным расстройством идентичности или о людях, утративших память, могут быть основаны на реальных событиях. Сюжеты о людях, переживших телепортацию, пересадку мозга или переход в бестелесную форму существования в интернете, пока что являются фантастикой. Но они помогают понять, в чем состоит философский вопрос о критериях тождества личности во времени. Если личность – это комплекс знаний, воспоминаний и психологических характеристик, то личность не может пережить амнезию, но может пережить телепортацию или переселение на сервер, как в сериале «Черное зеркало». С другой стороны, если личность – это организм, то в одном теле не может быть нескольких личностей, несмотря на то, что диссоциативное расстройство идентичности встречается не только в сфере вымысла, но и в реальной жизни.
О том, что пишут по этому поводу современные аналитические философы, расскажут
кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Сергей Михайлович Левин
кандидат философских наук, научный сотрудник Университета Дюссельдорфа
Мария Александровна Секацкая
https://www.youtube.com/watch?v=Nrzr9epVFko; Эстетическая антропология мегаполиса; 1:25:21; Мы не видим города. Не замечаем городской среды, в которой живем. Не осознаем ее рукотворности: «прирученной» воды, загрязненного или кондиционированного воздуха, систем подчинения пространству, искажения времени. Эстетическое восприятие начинается для нас, когда мы выезжаем на природу, к чему-то более «настоящему», чем наша повседневная жизнь.
Между тем город — наша реальность, наша естественная среда обитания, хотя мы, как рыбки в аквариуме, и не видим того стекла, за которым живем. Поговорим поэтому о том, что мы увидели бы, если бы наша повседневная жизнь вдруг утратила бы свою прозрачность.
Лекцию читают
кандидат философских наук, доцент кафедры этики и эстетики РГПУ им. А. И. Герцена
Татьяна Валентиновна Шоломова
кандидат философских наук, доцент кафедры этики и эстетики РГПУ им. А. И. Герцена
Денис Юрьевич Игнатьев
https://www.youtube.com/watch?v=aFkM6WjEsF0; Воображаемое настоящее: футурологические прогнозы ХХ века и суровая реальность ХХI; 1:13:39; XXI век был предметом постоянного любопытства на протяжении всего ХХ. Ожидаемое будущее изображали в литературе, в кино, даже в карикатурах. Часть прогнозов сбылась, но мы и не заметили; часть не сбылась, но о них просто забыли.
Мы живем в обетованные времена, о которых долго мечтали и много рассказывали. Вопрос к тем, кто еще помнит ХХ век: почему мы не чувствуем этого наступившего будущего? Оно разочаровало нас, обманув ожидания — или оказалось приятным сюрпризом, предложив новые, никем не предвиденные возможности?
Лекцию читают:
доктор философских наук, профессор, директор Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена
Роман Викторович Светлов
кандидат философских наук, доцент кафедры этики и эстетики РГПУ им. А. И. Герцена
Татьяна Валентиновна Шоломова
https://www.youtube.com/watch?v=UaoJ7l0-qaU&t=6s; Сохранение и реконструкция культурных ценностей: проблемы и перспективы; 1:09:06; Нить жизни и линия человеческой культуры тянутся из века в век – и мы, волею судеб, на какое-то время включаемся в них. Что зависит от нас, в какой степени сохранение преемственности поддаётся нашей воле, нашему разуму? Где те рамки, векторы, смыслы, которыми определяется то, что позволяет каждому из нас называть себя человеком разумным?
В ходе встречи будет освещена тема сохранения культурного наследия посредством научной реконструкции утраченных исторических объектов. Поговорим о том, насколько оправдана и востребована такая деятельность, имеет ли она под собой этическое и историческое обоснование. Расскажем, что лежит в основе научно-исторической реконструкции и обсудим можно ли считать восстановленные объекты культурным наследием.
Лекцию читают
доктор философских наук, профессор кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена
Андрей Евгеньевич Зимбули
кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена
Анастасия Александровна Никифорова
https://www.youtube.com/watch?v=fBPlLRM_3QU; Искусство и мораль; 1:09:27; Что имеет ввиду человек, который говорит: «Это кино доброе»? Может ли произведение искусства быть добрым или злым? Извлекается ли из произведения искусства мораль? Может ли оно чему-либо научить, как того нередко требуют учителя литературы? Более того — должно ли оно исполнять какую-то общественную миссию, помимо того, чтобы быть прекрасным? Да и прекрасным обязано ли оно быть? Не слишком ли многого мы от произведения искусства хотим?
Обо всем этом пойдет речь в очередном разговоре о бесполезном.
Лекцию читают
кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена
Татьяна Валентиновна Шоломова
кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена
Денис Юрьевич Игнатьев
https://www.youtube.com/watch?v=_EO37fSJUvA; Порнография как эстетический феномен; 52:18; Порнография является, пожалуй, самым консервативным жанром кинематографа. За последние сто лет она не претерпела практически никаких изменении. Просмотр порнографии воспринимается как что-то до крайности неприличное, а разговор о порнографии возможен либо в доверительной беседе, либо с точки зрения научной теории.
Мы, разумеется, не претендуем на доверительность разговора, но напоминаем, что порнография является — самый консервативный жанр кинематографа, практически не изменившийся за последние сто лет. Сравните, например, с комедиями начала ХХ века, которые современному зрителю бесконечно скучны. Чем вызвана такая стабильность? Ответ мы находим в теории взгляда Ж. Лакана…
Лекцию читает
российский психоаналитик
Дмитрий Александрович Ольшанский
https://www.youtube.com/watch?v=7pYmpEVBvb4&t=3s; Эстетика городских окраин; 1:32:01; Книга А. Гутнова и В. Глазычева «Мир архитектуры: Лицо города» начинается с утверждения, что город можно сравнить с литературным произведением, где сложно взаимодействуют сотни и тысячи зданий и сооружений. В этом легко убедиться, если прошагать от центра до окраины: «простор центральных площадей с престижными зданиями и нарядными скверами сменяется толчеей нешироких, наполненных жизнью улиц старого города. Затем магазины начинают попадаться реже, застройка все чаще образует разрывы, на десятки метров тянутся заборы предприятий, пока не смыкаются друг с другом. Однако постепенно среди путепроводов и подъездных путей начинают опять попадаться островки жилых кварталов, и, наконец, с высокого обрыва открывается вид на новый район, раскинувшийся по ту сторону обширного парка. Прямые улицы-бульвары, вдоль которых расставлены новые многоэтажные дома, и кажется, не будет конца их победоносному шествию, но вдруг оно обрывается, подступив вплотную к утопающей в зелени садов деревеньке».
Книга написана в 1980-е годы, но мы живо можем представить себе эти новые многоэтажные дома, победоносному шествию которых еще долго не будет конца, потому что типовая застройка 1960−1980х годов делает города бывшего Советского Союза практически одинаковыми. И во всех этих спальных районах живут люди, и жизнь городских окраин («спальных районов») — это, разумеется, некая особенная жизнь. Мы можем говорить об окраинном пространстве как о чем-то «невыразительном», и эта невыразительность должна предполагать вроде бы неподлинное существование, какую-то не совсем жизнь, а словно бы ожидание настоящей жизни в других городских районах на других улицах. Но действительно ли эстетическая невыразительность способна обессмыслить человеческое существование?.
Именно этому и посвящен очередной разговор о бесполезном.
Лекцию читает
кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена
Денис Юрьевич Игнатьев
https://www.youtube.com/watch?v=P02bpX9Epvs&t=5s; "Прозрачность буржуазности": мещанство как социокультурный феномен российской действительности; 49:22; В ценностной системе русской культуры всё буржуазное имеет исключительно негативную оценку как нечто глубоко чуждое нашим людям, никак не связанное с их обыкновениями, противоречащее их нравственным установкам и эстетическим запросам, их системе ценностей в целом.
Согласно Н. А. Бердяеву, буржуазность не социологическая, а духовная и онтологическая категория. В истории нет прогресса — вместо рыцаря, философа и поэта приходит буржуа, организатор и торговец. Буржуа отрицает жизнь духа и живёт только в мире видимых вещей; буржуа всегда раб, раб собственности и денег.
Одновременно все «буржуазное» (мещанское) оказывается совершенно неистребимым: после каждого социально-политического потрясения люди с особым удовольствием предаются витью удобных кабинетов и спаленок. Живучесть мещанства проявляется также и в неугасающей борьбе с ним. Эта борьба началась примерно 150 лет назад, главный борец с тех пор несколько раз сменился, а мещанство устояло.
Что же происходит сегодня? Что именно мы можем назвать «мещанским»; кто именно и каким образом противостоит всему «мещанскому», каковы основания для противостояния и чем именно может завершиться борьба — речь об этом пойдет в лекции.
Лекцию читает
кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена
Татьяна Валентиновна Шоломова
https://www.youtube.com/watch?v=CKREaQV2GaA&t=2s; Счастливое будущее: свобода и эротика в советской фантастике; 1:17:25; Узнав о полете первого человека в космос и о принятии ХХ съездом КПСС новой программы партии, писатель-фантаст Иван Ефремов приблизил время действия романа «Туманность Андромеды» на тысячу лет: «Чудесное по быстроте исполнение одной мечты ставит передо мной вопрос: насколько верно развернута в романе историческая перспектива будущего? Все определенные даты в „Туманности Андромеды“ изменены на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени».
Что же ожидает человечество через две тысячи лет? Во-первых, конечно же, коммунизм, благую весть о полной и окончательной победе которого представители человечества разнесут по самым глухим и отдаленным уголкам Вселенной. Во-вторых, невиданная прежде свобода, в том числе свобода отношений.
Если реконструировать предполагаемое будущее из разных советских фантастических произведений, то мы увидим мир, в котором нет института брака, а есть только свободные союзы мужчины и женщины разной степени постоянства; в будущем мире взрослые свободны от воспитания детей, но и дети освобождены от родительской опеки — они самостоятельны почти с младенчества. Слияние человечества в единое целое осуществилось путем разрыва маленьких очень личных привязанностей и связей, исчезновения семьи и частной собственности. Остается только гадать, достигнута ли та великая цель человечества, ради которой все это осуществлено? Да и в чем состоит эта великая цель?
В далеком коммунистическом будущем мы видим буквально новое небо и новую землю. Новое небо — это освоенный дальний космос; новая Земля — это наша планета, на которой климат преобразован и природа полностью подчинен воле человека. Но почему и по какой причине человеческие отношения так изменятся после того, как человечество обретет власть над природой и уйдет в дальний космос? Ведь социалистический реализм как был, так и остался социалистическим реализмом. Иными словами, как так получилось в отечественной литературе, что героям «Туманности Андромеды» когда-нибудь станет можно то, чего когда-то категорически было нельзя героям «Кавалера Золотой звезды»?
Лекцию читают:
доктор философских наук, профессор, директор Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена
Роман Викторович Светлов
кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена
Татьяна Валентиновна Шоломова
https://www.youtube.com/watch?v=XzFaBgJCbWs&t=9s; Кино и искусство: польский опыт; 1:18:11; Взаимодействие кинематографа и современного искусства осуществляется на двух основных уровнях: кинорежиссеры могут снимать фильмы об искусстве, либо сами художники в разных качествах могут пробовать себя на съемочной площадке. В польском кинематографе есть множество примеров обоих вариантов, хотя более эстетически плодотворным, пожалуй, следует признать сотрудничество режиссеров с художниками при создании фильмов об искусстве. В Польше они нередко носят экспериментальный характер. Эта традиция складывалась в 1970-е годы, когда под маской научно-популярных лент подчас скрывались смелые художественные поиски. Теперь нет необходимости преодолевать цензурные ограничения, однако проблема границ свободы высказывания стоит не менее остро.
На лекции пойдет разговор о польских фильмах об искусстве и участии художников в кинематографическом процессе в 1970-е годы, а также тенденциях последних лет, когда представители актуального искусства становятся не только участниками и/или героями фильмов, но и прототипами. В процессе лекции обсудим следующие картины польского кинематографа:
«Живая галерея» (1975) Юзефа Робаковского;
«Перформер» (2015) Лукаша Рондуда;
«Сердце любви» (2017) Лукаша Рондуда;
"Истерн" (2019) Петра Адамского.
Кроме того, сейчас актуализируется высказанная еще 40 лет назад Збигневом Чечотом-Гавраком идея о фильме как форме художественной критики.
Лекцию читает
киновед, переводчик с польского, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат философских наук, старший преподаватель РГГУ
Денис Георгиевич Вирен
https://www.youtube.com/watch?v=f_iaY2IpaQM; Поэзия и проза ленинградских котельных; 57:36; «Поколение дворников и сторожей» состояло не из одних только дворников и сторожей. Среди значимых фигур советского андеграунда немало было и представителей других профессий. Ленинградские кочегары занимают среди них особое место (а еще более особое место занимают поэты из котельных ЛГПИ / РГПУ им. А. И. Герцена, но это разговор отдельный).
Котельная как средоточие культурной жизни — это специфическое ленинградское явление, которого в Москве быть не могло по причине принципиального отличия городской застройки. Работа в котельной была исключительно удобна для творческой личности: график сутки через трое, отдельное помещение, много свободного времени — поэтому среди кочегаров кого только не было! Особенно, конечно, прозаиков и поэтов.
Понятно, что при словах «кочегар» и «котельная» первым делом в голову приходят Виктор Цой и «Камчатка», но и помимо Цоя множество людей достойных и интересных, создавших особый пласт андеграундной культуры не только великого города, но и страны в целом.
Лекцию читает
петербургский поэт Дмитрий Григорьев
https://www.youtube.com/watch?v=7GeoCM62aqo; Свобода воли, детерминизм и проблема удачи; 1:21:30; У каждого в жизни есть поступки, о которых мы впоследствии жалеем. Мы полагаем, что могли бы — и должны были! — поступить иначе. Если мы так считаем, то значит, мы верим, что у нас была свобода воли, когда мы выбирали, как поступить. Но есть философские аргументы, показывающие, что свободы воли у нас может и не быть.
В современной аналитической философии продолжается классическая дискуссия о совместимости свободы воли и физического детерминизма. Новым аспектом этой дискуссии стал фактор удачи. Удача может мешать свободе воли на уровне отдельных действий и на уровне всей жизни. Если выбор человека — это нечто большее, чем необходимое следствие из его прошлых состояний, то почему добавление случайности в процесс выбора не приводит к тому, что наш выбор оказывается лишь результатом удачи? Решение проблемы удачи состоит в том, чтобы объяснить, как можно считать людей свободными, если их жизнь складывается из череды случайных ситуаций, в которых люди реализуют данные им от рождения или возникшие под влиянием не зависящих от них обстоятельств способности и характер.
О дискуссиях, ведущихся по этому поводу в современной аналитической философии, расскажут
кандидат философских наук, научный сотрудник Университета Дюссельдорфа
Мария Александровна Секацкая
кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Сергей Михайлович Левин